Аудит охраны труда: каким компаниям необходимо провести?
Безопасность работы сотрудников – зона ответственности каждого работодателя. Для выполнения этого условия действующее законодательство требует создания на предприятии системы управления охраной труда (СУОТ). Это набор согласованных мер по минимизации рисков, связанных с выполнением сотрудниками их должностных обязанностей. Однако формально разработанная система, которая неэффективно применяется на практике – это только лишняя трата денег компании и времени ее работников, ответственных за организацию СУОТ.
Чтобы выявить слабые места в действующей СУОТ и сделать ее работающим инструментом достижения нужного уровня безопасности персонала, существует аудит охраны труда. Это система проверочных операций, ориентированных на оценку текущего состояния ОТ в компании. Она может реализовываться разными способами в зависимости от текущих задач и объема ресурсов предприятия.
Цели аудита
Общая стратегическая цель любого аудита ОТ - получение наибольшего эффекта от реализуемых мер, ориентированных на обеспечение охраны труда. В зависимости от конкретных обстоятельств и проблем, имеющихся в компании, разделяют несколько видов аудита:
- оперативный, который еще именуют внеплановым. Он проводится при выявления нарушений или других сложностей на конкретном производственном участке или другом бизнес-объекте;
- целевой, который направлен на выполнение сбора или анализа информации о состоянии конкретной системы или объекта, работающего в рамках организации. Этот вид процедуры проводится не для ликвидации срочных проблем, а в связи с выполнением долгосрочной стратегии развития компании – например, в целях рассмотрения потребности в модернизации используемой техники, снижения риска профзаболеваний на данном производстве и так далее;
- комплексный, задача которого - сбор сведений о предприятии. Он выполняется, чтобы повысить действенность СУОТ в целом – как за счет отдельных ее элементов, так и за счет синергетического эффекта.
Организация процедуры
По большому счету ключевым фактором, который влияет на характер организации этой процедуры в компании, становятся имеющиеся у нее возможности. При этом учитываются и финансовые ресурсы, и наличие в штате компетентных работников, способных выполнить требуемые задачи, - или о возможности сотрудничества с такими специалистами на внештатной основе. Необходимые мероприятия могут быть организованы в трех вариантах:
- выполнение нужных операций собственными силами. Этот вариант требует серьезных временных ресурсов для подготовки к процедуре и наличия специалиста, который возьмет на себя реализацию этой кампании. Для крупных предприятий стоит назначить комиссию из нескольких сотрудников, которая будет заниматься решением таких задач;
- выполнение работ комиссией, созданной из сотрудников предприятия с привлечением внешних экспертов. Например, организация может заключить с экспертом договор гражданско-правого характера об оказании на возмездной основе. В этой ситуации важно выбрать опытного исполнителя, который грамотно организует процесс, поскольку значительная часть ответственности все равно остается на самой компании;
- делегирование такой задачи экспертной организации, которая полностью возьмет на себя организацию работ и предоставит результат, позволяющий оптимизировать имеющуюся систему управления охраной труда.
Подготовительный этап
Вне зависимости от того, какой вариант выполнения аудита был выбран организацией, необходимо закрепить параметры этой процедуры в приказе, подписанном руководителем компании. Помимо самого факта организации аудита на предприятии, в нем приводятся следущие данные:
- круг работников, ответственных за его выполнение;
- график выполнения работ;
- форма отчетности по результатам мероприятия.
Если работу выполняет экспертная организация, еще одним важным документом будет договор, в котором прописываются все параметры этого мероприятия. Если же компания проводит его самостоятельно, список документов, которые нужно подготовить до начала работ, будет более широким. Он включает:
- программу аудита. В ней указываются цели процедуры, сроки и правила ее выполнения, список анализируемых параметров состояния системы управления ОТ и другие сведения. В ходе разработки этого документа нужно учитывать положения национального стандарта ГОСТ Р 12.0.008–2009, который устанавливает требования к уровню безопасности труда в России;
- чек-лист для проверки анализируемых параметров. Аналогичный инструмент сейчас широко применяют специалисты Государственной инспекции труда при организации проверок – потому что он в самом деле удобен для оперативного сбора и исследования информации. Для составления таких листов можно применить шаблоны, приведенные в Приказе Роструда от 10 ноября 2017 г. N 655. Однако эксперты советуют не ограничиваться стандартными формами, а доработать их с учетом специфики Вашего предприятия, чтобы получить рабочие данные;
- локальные нормативные документы по ОТ и другая документация, которая отражает текущее состояние охраны труда в компании – например, эксплуатационная документация на оборудование, технологические карты и т.д. Эти данные понадобятся, чтобы оценить реальные условия труда работников, степень эффективности применяемых защитных средств и другие факторы;
- дополнительные документы, обусловленные особенностями технологического процесса в компании.
Выполнение проверки
Сама проверка осуществляется теми методами, которые применимы в текущей ситуации и обеспечивают сбор наиболее полных, надежных и объективных данных. Обычно сведения собирают следующими способами:
- наблюдение за ходом технологического процесса;
- интервью с работниками организации;
- анализ документации, собранной в ходе подготовки к проверке;
- проведение экспериментов, моделирующих типичные ситуации в ходе выполнения работниками своих должностных обязанностей;
- другие методы.
Схожие способы получения данных используются и при самостоятельном выполнении аудита, и при его выполнении уполномоченной организацией. При этом важно обеспечить объективность собираемой информации. Поэтому нужно, чтобы проводимые проверочные операции выполнялись в обычных рабочих условиях, без специальной подготовки. Также требуется исключить действие факторов, которые могут отрицательно сказаться на результате работ – например, недостаток времени на выполнение необходимых процедур и т.д.
Результаты работы
Поскольку самое главное при выполнении аудита - это достижение требуемого уровня безопасности труда работников, по его результатам должны быть идентифицированы все проблемы, которые мешают ее решению. Поэтому по итогам выполненной работы ответственные лица составляют полный отчет о проведенных проверках и протокол разногласий. Этот документ представляет собой сводный список нарушений действующего законодательства в области охраны труда, выявленных на предприятии.
В документе также указывается нормативный акт, требования которого были нарушены, дата и обстоятельства обнаружения нарушения. Установленный бланк такого документа в действующем законодательстве отсутствует. Поэтому компания разрабатывает его своими силами – так, чтобы его было удобно использовать в работе. Например, часто протокол оформляют в форме таблицы – в ней все данные компактно сведены для дальнейшего анализа.
Применение результатов аудита
Итоги аудиторской проверки должны стать базой для выпонения корректирующих мероприятий в области действующих мер по ОТ. Сведения обо всех выявленных нарушениях должны быть доведены до руководителей тех структурных подразделений компании, где они были обнаружены. По итогам работы в этом направлении все нарушения должны быть устранены.
Чаще всего на это отводится срок, составляющий тридцать календарных дней. При этом указанный срок может быть увеличен, если у организации имеются на то серьезные основания, например, такие:
- необходимость крупных инвестиций в модернизацию действующей СУОТ;
- сложные и длительные работы, которые требуют большего количества времени на организацию и выполнение;
- необходимость использования услуг экспертов, поскольку такая работа требует времени на поиск специалистов, согласование условий сотрудничества и т.д.
Для систематизации мероприятий, которые требуется провести, стоит составить план. В нем указывается перечень нужных действий, сроки их выполнения, список ответственных лиц, необходимые ресурсы и другие данные. Наличие согласованного плана существенно упрощает процесс работы в этом направлении. Кроме того, проще станет и осуществление контроля за выполнением нужных мероприятий. План должен быть утвержден приказом организации за подписью ее руководителя.
Если аудит проводится в Вашей компании регулярно, Вам понадобится завести реестр таких мероприятий. Определите порядок его ведения и форму документа, который будут вноситься требуемые данные. Такая информационная база обеспечит сохранность полезных сведений о работе предприятия за предыдущие годы. Вы также сможете проследить динамику состояния системы ОТ в компании с учетом мер, которые были приняты ее руководством в последние годы. Наконец, сведения, содержащиеся в реестре, могут быть аргументом в Вашу пользу при возникновении претензий со стороны ГИТ.
1208